Безопасность дорожного движения (БДД)

Если организация осуществляет перевозки и имеет свой автопарк, она должна соблюдать требования по безопасности дорожного движения (БДД) (ФЗ № 196 «О БДД» и Приказ Минтранса РФ № 145). Соответствие требованиям фиксируется в документах.

ЦПФ ПРОФКОНТРОЛЬ подготовит всю необходимую документацию по БДД. Проведем мероприятия по подготовке работников, осуществляющих погрузочно-разгрузочные работы и перевозки автомобильным транспортом.

Безопасность дорожного движения на предприятии

 

Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, организация должна проводить комплекс мероприятий. Например, разрабатывать меры для предотвращения ДТП, вести учет штрафов, проводить повышение квалификации водителей, следить за состоянием автопарка. Результаты мероприятий записываются в соответствующих документах. Пакет документов по БДД включает:

Приказы

Назначения сотрудников на должности, связанные с обеспечением безопасности, подтверждаются приказами с подписью руководителя. Например, приказ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения (БДД) или приказ о назначении контролера технического состояния ТС. Также приказами регламентируется допуск водителя к стажировке и к работе. Если этих документов не будет, ответственность за БДД, выпуск транспорта на линию и проверку путевых листов и медосмотр ляжет на руководителя.

Должностные инструкции

Среди документов по БДД необходимы должностные инструкции для сотрудников, чья работа тесно связана с транспортом:

  • ответственный за БДД;
  • контролер техсостояния;
  • ответственный за путевые листы;
  • водитель легкового и грузового автомобиля, автобуса.

В должностных инструкциях прописывают требования к должности, функции сотрудника, его права и ответственность.

Работник знакомится с должностной инструкцией и подписывает ее, подтверждая свое согласие. Должностную инструкцию сотрудник может получить при приеме на работу или сразу после ее утверждения, если на момент приема она не была готова.

Журналы инструктажей

С 1 сентября 2021 года работодатель обязан проводить инструктажи по БДД для водителей компании (Приказ Минтранса № 145):

  • Вводный инструктаж. Он проводится при приеме на работу. Водителю рассказывают о видах и особенностях перевозок, сообщают о наиболее частых причинах ДТП в организации. Также нового сотрудника знакомят с порядком прохождения тех- и медосмотров.
  • Предрейсовый инструктаж. Инструктаж проводят перед каждым выездом в рейс по новому маршруту. Если все рейсы проходят по одному маршруту, инструктаж проводится только перед первым выездом. Во время инструктажа специалист по БДД рассказывает о протяженности маршрута, где находятся опасные участки, как довести груз в целости.
  • Сезонный инструктаж. Он проводится два раза в год — весной и осенью. Весной водителю сообщают, как ездить в условиях таяния снега, осенью — как ехать при низкой видимости, по гололеду, при снегопаде. Также во время этих инструктажей сообщается, как действовать в случае ДТП или при экстренном торможении.
  • Специальный инструктаж по БДД. Такой инструктаж проводится, когда вступают в силу новые законы, связанные с работой водителей.

 

бдд на предприятии

 

Проведение инструктажей фиксируется в специальном журнале под подпись сотрудника — это подтверждает, что в компании проходит обучение и соблюдаются правила БДД. В журнале обязательно нужно указать:

  • дату проведения инструктажа и его вид;
  • должность и ФИО ведущего инструктаж сотрудника;
  • ФИО и подписи водителей.

Журнал можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. В электронном журнале должны быть электронные подписи ответственного за БДД и водителей.

Повышение квалификации

Водители должны повышать квалификацию и ежегодно проходить 20-часовое обучение по БДД (Приказ Минтранса № 282, РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01). Оно может проходить:

  • на рабочем месте с привлечением профильных специалистов;
  • в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию. 

В программу входит:

  • изучение аварийности на дорогах и разбор типовых ДТП;
  • изучение базы правового регулирования дорожного движения;
  • обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП;
  • изучение условий перевозки на опасных маршрутах.

Документы, которые подтверждают повышение квалификации:

  • учебный план;
  • приказ о создании комиссии, которая проверяет знания по БДД;
  • журнал проведения занятий;
  • экзаменационные билеты.

Сведения об осмотрах

Водители и транспорт проходят постоянные осмотры. Водители должны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Сведения о них вносятся в путевые листы и фиксируются в журналах учета. В журнале проставляются:

  • время проведения медосмотра;
  • данные водителя, информация о его здоровье и подпись;
  • медицинское заключение с подписью медработника.

Журналы о прохождении медосмотров нужно хранить 5 лет.

Транспорт также проходит несколько видов техосмотров — предрейсовый, предсменный и послерейсовый. На их основании ставится отметка в путевые листы и заполняется журнал регистрации результатов контроля технического состояния ТС. В журнале нужно указывать:

  • марку, модель и госномер ТС;
  • дату и время осмотра;
  • показания одометра;
  • ФИО специалиста, проводившего осмотр, и его подпись.

Информацию о ДТП

Организация-перевозчик должна вести учет ДТП и расследовать каждый случай, чтобы впоследствии снизить аварийность. Для учета заполняется специальный журнал, который запрашивают при проверке. В него вносят сведения о ДТП, о нарушениях ПДД. Поля, которые должны быть в журнале:

  • ФИО водителя-нарушителя, категория ТС и водительский стаж;
  • автомобиль, которым управлял водитель;
  • дата, время, характер и обстоятельства нарушения;
  • ФИО и должность инспектора, который вынес наказание;
  • вид наказания, когда его взыскали;
  • принятые к водителю меры.

Сведения из журнала помогают в анализе и выявлении водителей, которые часто нарушают правила. Впоследствии ответственный за БДД проводит мероприятия по повышению их надежности.